Доступ экспортеров на рынки Европы

Краткий анализ региона с точки зрения доступности для российских товаров и основных торговых партнеров

1.    Текущее состояние экономики региона

В настоящее время экономические показатели региона крайне неравномерны. Традиционные региональные лидеры – Германия, Великобритания, Франция, Испания, Италия — переживают период социальных и экономических проблем. На этом фоне наиболее стабильным выглядит положение Германии, которая за счет экспорта выступает локомотивом всей зоны евро. В остальных странах наблюдается усиление контроля за бюджетными расходами и их интенсивное сокращение, за счет снижения бюджетных трат. Основная статья экспорта – оборудование и сельскохозяйственные продукты, в том числе продукты питания. Важной статьей доходов для всех стран региона является туризм. Испания, Великобритания, Италия являются лидерами в этом направлении. Основные проблемы региона связаны со странами юга Европы – Грецией, Испанией, а также странами Балтии.

Наиболее важный сектор экономики – сфера услуг, доля порядка 65% ВВП.

Сектор сельского хозяйства остается наиболее проблемным и почти полностью субсидируется, что позволяет удерживать низкие цены на продовольствие.

Основная статья импорта региона в целом – энергоносители, что, прежде всего, связано с недостаточным количеством собственных месторождений.

Европейский союза является при этом крупнейшим экспортером и вторым по величине импортером в мире.

2.    Перспективные направления экспорта

Европейский союз импортирует до 50% потребляемых энергоносителей, и по некоторым прогнозам в ближайшие годы это значение вырастет до 60-62% от общего уровня потребления.

Перспективными также остаются поставки сельскохозяйственной продукции, в том числе зерна и других необработанных продуктов.

Для ряда стран региона достаточно остро стоит проблема нехватки древесины, а также редких полезных ископаемых.

Удобрения для сельскохозяйственных нужд также являются растущим сегментом в общем импортном объеме.

Сохраняются также неплохие перспективы экспорта интеллектуальной собственности, а также услуг, например оффшорного программирования.

3.    Ограничения доступа российских товаров

Одной из основных проблем при доступе российской продукции на рынок ЕС является использование Европейской Комиссией энергокорректировок при расчете нормальной стоимости в рамках антидемпинговых расследований. Данный механизм используется в отношении энергоемких российских товаров, таких как минеральные удобрения и трубная продукция, и позволяет даже в условиях фактического отсутствия демпинга рассчитать антидемпинговую пошлину в размере 15 %. Ежегодные потери российских экспортеров от таких действий Европейской Комиссии оцениваются в 500 млн. долл. США. Применение такого механизма нарушает правила Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, подписанного 24 июня 1994 г.

Другой проблемой является реализация новой политики в отношении химической продукции (системы REACH). В связи с необходимостью прохождения процедур регистрации химических веществ в составе импортируемой в ЕС продукции, российские экспортеры вынуждены нести дополнительные издержки в размере от 100 тыс. до 300 тыс. евро за участие в процедуре по классификации одного вещества. Кроме того, имплементация системы REACH сопровождается существенным количеством неурегулированных технических и методологических проблем, что заставляет экспортеров принимать решения «на свой страх и риск». При этом необходимо отметить, что классификация химических веществ может осуществляться с нарушением ряда процедурных аспектов. Так, например, в 2004 году хризотиловый асбест был классифицирован Европейской Комиссией как канцероген 1 категории, в связи с чем с 2005 года запрещена внутренняя торговля и импорт в ЕС асбеста и асбестосодержащих материалов.

С такой же проблемой столкнулись в настоящее время производители никелевых солей. В 2008 – 2009 годах Европейская Комиссия без достаточных научных обосновании классифицировала более 140 никелевых солей в качестве потенциально опасных химических соединений. В настоящее время такие вещества рассматриваются в качестве кандидатов на введение или ограничение их использования на рынке ЕС, в первую очередь в рамках процедуры авторизации в рамках системы REACH.

С 2003 года в ЕС введена тарифная квота на пшеницу мягких сортов со средним и низким содержанием протеина в размере 2 989 240 тонн, а с 2004 года – на ячмень в размере 300 000 тонн. Для России индивидуальная подквота наимпорт пшеницы не выделена — Россия подпадает в категорию «Другие страны» вместе с Украиной и Казахстаном. Общий объем подквоты для всех третьих стран – 2 378 387 тонн на условиях «first come first served». Поставки продукции за пределами квот практически отсутствуют в силу запретительной ставки тарифа сверх квоты. Условия импорта продукции животного происхождения в страны-члены ЕС являются достаточно обременительными для российских экспортеров ввиду сложной системы обеспечения безопасности и качества поставляемой продукции. На сегодняшний день из России возможен импорт в ЕС только мяса кролика и мяса животных, добытых на охоте (оленина), яичного порошка, молочной и рыбной продукции, а также меда.