Доступ экспортеров на рынки — Северная Америка

Краткий анализ региона с точки зрения доступности для российских товаров и основных торговых партнеров

1.    Текущее состояние экономики региона

Крупнейшая экономика региона – экономика США, с крупнейшим в мире показателем ВВП. До 80% формируется сферой услуг, в частности финансовыми, образовательными, здравоохранением и торговлей.

США – страна с наивысшим уровнем постиндустриального развития, что означает крайне высокий уровень внедрения результатом технических разработок в производство, которое в свою очередь составляет не более 20-21% ВВП.

Крупная доля импорта стран региона – товары массового спроса, а также сырьевые товары, в том числе нефтепродукты и продукция химической промышленности.

Основные импортеры нефтехимии в регион – Латинская Америка и Африка.

Основные позиции экспорта – машины и оборудование, в том числе высокотехнологичные.

Большую роль в экономике региона играет Североамериканская зона свободной торговли – НАФТА. В рамках этой организации страны региона формирую свободный внутренний рынок, что позволяет им компенсировать недостающие элементы в экономиках друг друга.

В настоящее время, несмотря на переживаемый спад, экономика региона остается крупнейшей в мире, что позволяет говорить о перспективности данного рынка, несмотря на его сложность и закрытость.

2.    Перспективные направления экспорта

Учитывая уровень развития региона и его окружение, серьезное расширение номенклатуры поставок в регион не представляется возможным. Возможные направления для увеличения экспорта – продукция нефтехимии, лесохимии, но уже с более высокой добавленной стоимостью.

Сохраняются также возможности роста экспорта IT решений, которые востребованы развивающимися компаниями региона.

3.    Ограничения доступа российских товаров

В настоящее время к российским товарам применяются 8 мер — в отношении карбамида, нитрата аммония, феррованадия, металлического кремния, магния, толстолистовой стали, урановой продукции и горячекатаной стали. В рамках рядаантидемпинговых процедур (в отношении нитрата аммония, толстолистовой стали, горячекатаного проката, урановой продукции) в качестве вынужденных мер для сохранения доступа на американский рынок были заключены квотно-ценовые соглашения как между российскими производителями, так и между Минэкономразвития России с Минторгом США, которые приостанавливают действие антидемпинговых пошлин. Лишь одно из этих соглашений (по толстолистовой стали) рассчитано на условиях рыночной экономики. По остальным проводится работа с целью их перевода в рыночный формат. Наиболее проблемным в настоящее время является переоформление соглашения по нитрату аммония. Минторг США всячески затягивает конструктивное обсуждение вариантов открытия своего рынка нитрата аммония, ссылаясь на отсутствие согласия на это американской промышленности по производству удобрений. В ходе проведения в 2008 году пересмотра антидемпинговой пошлины в отношении магния Минторг США при расчете демпинговой маржи для российской компании использовал не обычную свою практику по расчету демпинговой маржи, а выбрал нетипичную и нерепрезентативную сделку. В результате такого подхода демпинговая маржа оказалась на 15% выше маржи по любой другой сделке. В проводимом в настоящее время Минторгом США административном пересмотре антидемпинговой пошлины в отношении поставок карбамида из России (0 %) расчет демпинга Минторгом США осуществлен с применением дискриминационной методики «обнуления» («zeroing»), искусственно приводящей к серьезному завышению демпинговой маржи, хотя данная практика уже была признана ВТО незаконной.

В Мексике с 2000 года действуют 4 антидемпинговые пошлины на холоднокатаный лист в рулонах, горячекатаный лист в рулонах, прокат из углеродистой стали и горячекатаный стальной лист в рулонах.