Отличия страховых платежей от ЕСН

Можно констатировать как благоприятные, так и ухудшающие положение налогоплательщиков отличия страховых взносов от ЕСН

1. Общие положения

Одним из важнейших и масштабных изменений в законодательстве, вступивших в силу в 2010 году, безусловно, является принятие Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), в соответствии с которыми уплата единого социального налога заменяется уплатой страховых взносов.

2. Основные отличия уплаты страховых взносов от уплаты единого социального налога

В 2010 году размер взносов по сравнению с 2009 годом не изменился. Организации, применяющие общую систему налогообложения должны применять ставку 26%, а организации на упрощённой системе налогообложения или ЕНВД – 14%. А уже с 2011 года совокупный размер взносов возрастет до 34 % должен будет уплачиваться в таких размерах вне зависимости от того какую систему налогообложения применяет организация.

Все отличия уплаты страховых вносов от уплаты единого социального налога (далее – ЕСН) можно разделить на:

— благоприятные;

— ухудшающие положение налогоплательщиков.

Благоприятные изменения

1. Определение базы страховых взносов.

В целом идентично базе по ЕСН. Однако существуют и значительные отличия. Так, например, отменена регрессивная шкала, т.е. с 2010 года установлен предел облагаемой базы — 415 000 руб. на каждого работника (нарастающим итогом с начала года), а если данная сумма превышается, то взносы не начисляются (п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ). Данный лимит индексируется ежегодно.

2. Скорректирован перечень не облагаемых выплат.

3. Штрафы

Штрафы также не во всём повторяют порядок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс). Так, в соответствии со статьей 46 ФЗ № 212-ФЗ, штраф может быть взыскан по итогам каждого отчетного периода, а не только по итогам года, а также установлен минимальный размер штрафа при опоздании с отчетом более чем на 180 дней — 1000 руб., в том числе и с нулевым.

Данное нововведение ограничивает контролирующие органы в возможности установления за минимальные нарушения, различных штрафов и не всегда минимальных.

4. Отмена блокировки счетов.

Существенным плюсом явилось то, что новое законодательство не предусматривает право блокировать счета компании из-за нарушений сроков сдачи отчетности или уплаты взносов.

Изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков

·        Облагаются страховыми взносами компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск.

·        Не освобождены от уплаты страховых взносов плательщики, производящие выплаты инвалидам, а также общественные организации инвалидов, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, научных и иных социальных целей. Однако для них установлены пониженные тарифы.

·        Если материальная помощь, оказываемая работодателем своему работнику, составит более 4000 руб., то сумма превышения должна облагаться страховыми взносами.

·        Единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем при рождении (усыновлении или удочерении) детей (не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов только в том случае, если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения) ребенка.

·        Тарифы для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов аналогичны тем, которые установлены для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Стоимость страхового года увеличена.

·        Страховые взносы не считаются уплаченными, если в платежном поручении указан неверный код бюджетной классификации.

·        Зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного фонда в счет платежей в бюджет другого фонда невозможен.

·        Истечение сроков на взыскание недоимки по взносам (штрафам, пеням) не является основанием для признания ее безнадежной к взысканию и списания.

·        Срок непредставления расчета исчисляется в календарных днях, а не в рабочих.

·        Сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, необходимо обеспечивать в течение шести лет.

·        Срок уплаты страховых взносов остался прежним, но необходимо отметить, что для каждого из четырех фондов (ПФР, ФСС, ТФОМС, ФФОМС) нужно оформлять отдельное платёжное поручение. Организации в настоящий момент придётся ежеквартально предоставлять два отчёта: один — в отделение ПФР (по пенсионным и медицинским взносам), второй — в отделение ФСС (по взносам на социальное страхование и выплате пособий). Причем в разные сроки: в Пенсионный фонд — до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом; в ФСС — до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. А также необходимо отметить и то, что организации среднесписочная численность, которых превышает 100 человек, должны сдавать отчёты в электронном виде.

·        Проверки по страховым взносам будут проводить специалисты ПФР и ФСС. Так в ведении Пенсионного фонда будут проверки правильности начисления и своевременности уплаты пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование, в ведении Фонда социального страхования — проверки взносов на обязательное социальное страхование и расходов на выплату социальных пособий. Порядок проведения как выездных, так и камеральных проверок остался прежним.

·         Отчитываться за 2010 год придётся уже дважды: до 1 августа 2010 года и до 1 февраля 2011 года, а  с 2011 года — ежеквартально — до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.