СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — некоммерческая деятельность или малый бизнес?

Понятие «социальный предприниматель» является новым в России и только начинает нарождаться в Республике Карелия. О возможностях и перспективах развития социального предпринимательства, об опыте создания предприятий, оказывающих социальные услуги, шла речь на секции » Социальное предпринимательство: проблемы и перспективы», проводимой 27 ноября в рамках Конференции » Малый и средний бизнес Республики Карелия».Организатором секции выступила Общественная палата Республики Карелия.

 Понятие «социальный предприниматель» является новым в России и только начинает нарождаться в Республике Карелия. О возможностях и перспективах развития социального предпринимательства, об опыте создания предприятий, оказывающих социальные услуги, шла речь на секции » Социальное предпринимательство: проблемы и перспективы», проводимой 27 ноября в рамках Конференции » Малый и средний бизнес Республики Карелия».Организатором секции выступила Общественная палата Республики Карелия.

Модератор секции Наталья Ивановна Вавилова открыла мероприятие с представления проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который даёт правовую основу развитию социального предпринимательства.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — некоммерческая деятельность или малый бизнес?- с такого вопроса начала своё выступление Дарья Осина- представитель Фонда региональных социальных программ «Наше будущее».Этот благотворительный Фонд, созданный российскими учредителями год назад для поддержки социального предпринимательства, играет важную роль в распространении идей и практики социального предпринимательства в России. Дарья Осина рассказала участникам секции, что уже поддержано несколько социально-предпринимательских проектов

Представителей малого бизнеса и НКО. По словам Д. Осиной: «НКО и малый бизнес – две естественные организационные модели для старта социального предпринимательства. Анализ поданных на конкурс проектов из числа НКО и малого бизнеса, показывает недостатки каждой из двух организационных форм. У НКО нередко «проваливается» коммерческая составляющая (слабый бизнес-план, не проработана маркетинговая концепция). У малого бизнеса – противоположный недостаток: недостаточно конкретизированы и проработаны социальные задачи. Имея социальную цель в качестве проекта, предприятия малого бизнеса могут легко с ней расстаться ради прибыльного дела.»
Что же такое СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО? Это новый способ осуществления социальной и экономической деятельности, соединяющий социальную миссию с достижением экономической эффективности и предпринимательским новаторством, — определение, которое предложила Дарья Осина.

Татьяна Бурмистрова- представитель благотворительного Фонда «Reach for Change . Навстречу переменам» поддержалаколлегу: » Основа СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА — создание так называемых социальных предприятий – бизнеса, организованного в социальных целях и для создания социального блага.Мы соединяем нестандартный подход некоммерческого сектора с профессионализмом сферы бизнеса и социальной ответственностью общества.»
.
Для того, чтобы найти интересные идеи и выбрать из их числа потенциально успешные, «Reach for Change» проводит ежегодный конкурс для начинающих социальных предпринимателей. Победившие в конкурсе становятся участниками специальной программы «Инкубатор»- трёхлетней программы поддержки социальных предпринимателей на начальном этапе становления. Они получают зарплату, бизнес-консультирование, поддержку партнеров Фонда в сфере бизнеса. Задача Фонда — научить носителя социальной идеи эффективным технологиям социального предпринимательства, чтобы замысел, в конечном итоге, превратился в бизнес, а социальная идея в социальную услугу.

«Социальная идея не только должна быть оформлена в социальную услугу, но и должна найти своего потребителя и стать востребованной. Социальный предприниматель должен овладеть умением донести философию социальной услуги до целевой аудитории»,- считает Николай Федотов, руководитель компании » Продавай. ру». Он рассказал, как обучить продавцов социальной услуги технологиям маркетинга и работе с потребителями.
В Карелии уже появились первые предприятия малого бизнеса, работающие в сфере социального предпринимательства. О новых моделях социально значимой деятельности рассказали представители предприятий ООО»Тайто»(директорЛаврова Анна Васильевна), ООО «Елизаветинский центр»(директорСмирнова Анна Васильевна), ООО»Гармония» ( директор Черепанов Олег Анатольевич).
Тема секции вызвала большой интерес среди участников Конференции. Елена Гнётова, Председатель Комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты Карелии, подвела итог работы, сказав: «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, как новый вид деятельности предприятий малого бизнеса, комбинирует лучшие практики некоммерческого сектора с бизнес технологиями. Социальный предприниматель выполняет социальную и экономическую функцию. А это- помощь государству в решении проблем социального обслуживания населения, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости населения, наполнение бюджета, что способствует развитию тех территорий, где ведут свою деятельность социальные предприятия».
Развитие социального предпринимательства, как новой формы развития малого бизнеса, требует внимания и поддержки — общий вывод работы секции вошёл в резолюцию Конференции «Малый и средний бизнес Республики Карелия».

Гнётова Елена